Tikonderoga (tikonderoga) wrote,
Tikonderoga
tikonderoga

Categories:

"Дом у озера" - кинопрогулка по Чикаго (1)


Большая прогулка

Ко дню рождения М.М.

Часть 1. Дом у озера


Несколько лет назад, когда я только собирался переехать в США, все, что я знал о Америке, было почерпнуто из книг и фильмов. Этого казалось достаточно, чтобы чувствовать себя подготовленным. Другой континент, да, но ведь не другая планета. К тому времени я уже немного попутешествовал по Европе и не ожидал культурного шока, хотя мне все в один голос говорили, что Штаты – это совсем другое. Ну ладно, думал я, разберёмся на месте. Подумаешь, «совсем другое», мало ли я, что ли, читал Брэдбери, Фолкнера, Чендлера и т.п? Мало ли я смотрел «Дней независимости» и «Неспящих в Сиэтле»? Чикаго? Да я сам написал рассказ, действие которого происходит в Чикаго, тоже мне...

Сейчас, спустя три с лишним года после того, как я прилетел из Шереметьево в О’Хара, я не могу вспомнить ни единого описания американского города из книги, прочитанной до переезда. Все они стерлись из памяти, уступив место впечатлениям последних лет. Образы из фильмов – нью-йоркские небоскребы, одноэтажные пригороды, бескрайние поля кукурузы из моей любимой «Простой истории» Линча – оказались чуть более живучими, но и они сейчас кажутся настолько фрагментарными, расплывчатыми, даже карикатурными, что диву даешься. К примеру, Бостон который я увидел в «Прощай, детка, прощай» Аффлека примерно за полтора года до отъезда, оказался примерно десятью процентами от настоящего Бостона. Однако, оглядываясь назад, я могу точно сказать, что был один фильм, показавший кусочек Америки настолько реалистично, что, сличая экранную картинку и реальность, я не вижу разницы. Даже не смотря на то, что каждый день прохожу по тем самым местам, которые впервые увидел семь лет назад в кинотеатре. А может быть, именно поэтому.

Этот фильм – «Дом у озера». Можно, конечно, сказать, что это все потому, что там снимались Сандра Буллок и Киану Ривз – одни из моих самых любимых актеров, но это будет лишь частичным объяснением. Да, вероятно мне нравилась бы эта картина, даже если бы ее действие происходило где-нибудь еще. Возможно, в 2006-м на меня такое же впечатления произвели Нью-Йорк, или Лос-Анджелес, или Канзас-Сити, будь этот фильм снят там. Возможно. Но события в «Доме у озера» разворачиваются именно здесь, в Чикаго, и поэтому сейчас я не могу воспринимать это кино иначе, нежели как часть некоего удивительного заговора Большой Случайности. Увидеть город в кино, полюбить заочно, а потом, спустя несколько лет, приехать и влюбиться уже при личной встрече.

Однако же, я вовсе не веду все к тому, что каждому, читающему эти строки, стоит немедленно пересмотреть «Дом у озера» и проникнуться Чикаго так, как я в свое время. Отбросив сантименты и вынеся за скобки мои личные симпатии к Буллок и Ривзу, я бы сказал, что это довольно среднее кино. Но в нем присутствует один совершенно гениальный эпизод, который должен быть включен в пятерку или даже тройку лучших романтических моментов за всю историю кинематографа. Алекс (герой Киану Ривза) и Кейт (Сандра Буллок) в письмах рассказывают друг другу о том, что они любят. Кейт – одинокая женщина в незнакомом городе – шутя пишет, что ей нравится читать Достоевского своей собаке. Алекс – архитектор, недавно вернувшийся в родной Чикаго – отвечает ей:

– Я люблю этот город, в дни, когда так свет такой прозрачный, что я могу коснуться каждой детали, каждого кирпича и окна в зданиях, которые я люблю.

И вслед за этим он предлагает Кейт совершить прогулку по Чикаго. Они не могут встретиться, потому что живут в разное время, но он передает ей карту, на которой отмечены несколько достопримечательностей Чикаго. На следующий день Кейт проходит эти маршрутом, и тоже начинает видеть красоту города, ну и попутно, конечно же, чуточку сильнее влюбляется в Алекса, сумевшего поделиться с ней своим вдохновением.

Это очень короткий, но абсолютно гениальный эпизод. Город, как некий мировой эфир, среда для передачи любви через время.



Но лично меня в этой сцене больше всего всегда интересовала даже не идея города, объединяющего влюбленных, а вполне конкретная вещь – карта Алекса. Мне очень хотелось взглянуть на нее еще в 2006-м, а уж в 2010, когда я сам стал жить в Чикаго, я решил, что обязательно должен получить эту карту и пройти тем же маршрутом, что и Кейт.


Однако найти карту оказалось довольно непростым делом. Если вы доверитесь гуглу, то максимум, что сможете обнаружить – несколько вопросов типа «Что за пешеходный тур по Чикаго показан в фильме «Дом у озера»? (ни одного ответа) и единственный скриншот из фильма, на котором виден кусок карты в руках главной героини. Одно время я надеялся, что кто-то из коренных чикагцев – фанатов кино проведет исследование и опубликует детали всего маршрута с описанием и фотографиями. В конце концов, в Чикаго есть даже специальные автобусные туры по «кино-местам», то есть тема, в принципе, популярная. Но чем больше проходило времени, тем старше становился – и сильнее забывался – «Дом у озера», и тем меньше оставалось шансов на то, что кто-то кроме меня еще помнит о карте Алекса.

Наконец я решил, что я восстановлю эту карту сам. В моем распоряжении были тот одинокий скриншот, который я бережно хранил на диске несколько лет, весь интернет с миллионами фотографий и тысячами статей по истории архитектуры Города Ветров, и, конечно, сам Чикаго. Ну и, самое главное, было желание подарить моей жене что-нибудь необычное ко дню рождения. После трех лет, прожитых здесь, это и ее город тоже. Если понимать слово «дом» не в смысле «строение», а как место, где ты живешь, то Чикаго – это самый настоящий, мой и ее, дом у озера.

Часть 2. Карта Алекса

Первым делом, разумеется, требовалось восстановить ту часть карты, которую мельком показали в фильме. Если присмотреться, то видно, что некоторые места – дома, мосты – отмечены цифрами, а другие, перекрестки, просто красными точками. Будь я тем самым Алексом (это легко представить, потому что я тоже Алекс), то использовал бы первый способ для того, чтобы указать на интересные здания или строения, а второй – как своего рода маркер «Отсюда хороший вид». Я выписал все видимые номера и точки в таблицу, проставил приблизительные адреса, а потом стал осматривать -– как с помощью разных картографических сервисов, так и своими глазами – окрестности, пытаясь понять, на что же именно Алекс хотел обратить внимание Кейт.


Большую часть из видимых на карте «номеров» удалось опознать без особого труда. Взять, к примеру, номера 2, 12 и 20 – они однозначно указывают на вполне конкретные сооружения, которые ни с чем не спутать. Так были заполнены первые три строчки в таблице. Затем я стал расшифровывать остальные маркеры. Чем больше я углублялся в этот процесс, тем лучше понимал, по какому принципу Алекс готовил экскурсию для Кейт. Поэтому если рядом с очередной отметкой на карте находилось несколько интересных зданий, я выбирал то, которое могло бы, как мне кажется, понравиться именно архитектору – необычное, или наоборот, знаковое для стиля Чикаго, или же то, которое проектировал известный архитектор прошлого.

С «красными точками» на перекрестках пришлось повозиться подольше. Некоторые из них, например единственная, находящаяся в левой части карты, за рекой, находятся в довольно неожиданных местах, из которых смотреть, по большому счету, не на что. Но постепенно я разгадал и почти все точки.

Однако же, оставалась еще одна проблема, самая серьезная: ни разу в фильме нам не показывают всю карту целиком. На том самом скриншоте видно лишь часть номеров: из первых двадцати одного отсутствуют 1, 6, 7, 8, 9 и 11, к тому же, из реплик Кейт и Алекса получается, что домов должно быть больше:

– Теперь номер 27...
– О, он прекрасен! Мой отец говорил, что это дедушка всех домов в Чикаго.

Требовалось найти адекватных кандидатов на те номера, о расположении которых ничего не было известно, и закончить карту так, чтобы она стала похожа на настоящий туристический маршрут. На это ушло еще какое-то время. Я пересмотрел кино. В эпизоде, где Кейт разглядывает карту, удалось увидеть еще пару отметок Алекса. А во время сцен прогулки в кадр попало несколько известных мне зданий, и я тоже включил их в список. Выбирая недостающие строения, я руководствовался тем же принципом «быть, как Алекс». К примеру, в даунтауне Чикаго есть несколько интересных церквей, однако же, на карте Алекса нет ни одной пометки рядом с ними – значит, церкви как памятник архитектуры он не принимал во внимание. Кроме того, я предположил, что архитектор не стал бы включать в свою экскурсию те здания, которые можно распознать без всяких путеводителей, например высоченную башню Sears Tower или стальную громаду John Hancock Center.

Сегодня я могу сказать, что карта Алекса восстановлена, и теперь все желающие могут пройти маршрутом Кейт (если им, как и мне, нравился фильм «Дом у озера»), или просто полюбоваться замечательными видами Чикаго. В дни, когда свет такой прозрачный, что можно коснуться каждой детали, каждого кирпича и окна в зданиях, которые я так люблю.

Часть 3. Прогулка Кейт

В самом конце я приведу ссылки на всю карту в Google Maps и на таблицу с «номерами» и «точками», но если у вас осталось еще время, можете последовать вслед за Кейт и посмотреть на фотографии того, что видела она. (Часть фото сделана мной, другие я на время позаимствовал в интернете).

Начнем мы со станции Clinton зеленой линии метро (самая левая красная точка на карте). Кейт жила на 1620 N. Racine (несуществующий адрес), а на работу ездила по пурпурной ветке. Этим же поездом она могла доехать до центра, пересесть на зеленую линию и сойти на Clinton. Здание из светлого кирпича с высокой трубой по правой стороне Clinton это Chicago Powerhouse (железнодорожная бойлерная) – первый национальный памятник архитектуры, который мы встретим на нашем пути. Дальше мы пойдем на север до Kinzie (весенним днем запах от шоколадной фабрики может быть очень сильным!), затем немного на запад и на север до Grand, и на восток к реке.

Маркер номер 1 – это стальной разводной мост Grand Avenue Bridge, построенный в 1913-м году. Он ничем особенно не примечателен, но с него открывается отличный вид на Loop – центральную часть даунтауна Чикаго.



Отсюда мы направимся на восток по Grand Avenue. Здесь, немного не доходя до Wells, расположено одно из самых интересных современных зданий Чикаго - The Comtemporaine. Повернув на Wells, нужно идти к югу, в сторону Loop, сделав остановку у громадины Merchandise Mart. Этот офисный монстр в стиле арт-деко настолько огромен – 372 тысячи квадратных метров, второе место в мире – что внутри него находится станция метро, а до недавнего времени у него был и свой собственный почтовый индекс. В 1998-м году семья Кеннеди, пол-века владевшая этим зданием, продала его за 550 миллионов долларов.

С набережной возле Merchandise Mart хорошо видно, какую необычную, двуслойную структуру имеет центр Чикаго: через реку идет двухэтажный мост (метро сверху, машины и пешеходы внизу), а напротив, вдоль реки, проходит двухъярусная улица Wacker Drive.

Дальше пройдем по пешеходному мостику над Carroll Avenue до улицы LaSalle и, следуя по ней, пересечем реку. Мост LaSalle Street Bridge (1928-го года постройки) – это номер 2 на карте.



На другой стороне реки пройдем квартал на восток. Если бы мы гуляли здесь на День Святого Патрика, вода в реке была бы зеленого цвета.

Затем свернем на Clark. Красная точка на пути – это необычное, чем-то похожее на четвертинку детской юлы, здание Thompson Center. Шутники поговаривали, что ведущий архитектор проекта Хельмут Ян никогда больше не получит работу в Чикаго, но после 1985-го, когда был открыт Thompson Center, Ян еще много раз возвращался в Город Ветров, чтобы реализовать свои идеи.

По Randolph пройдем два квартала на запад, до перекрестка с Wells (очередная красная точка). Если повертеть головой, то из этого места можно увидеть несколько интересных небоскребов: стосорокаметровую Randolph Tower превращенную из офисного здания в многоквартирное, стекляшку SBC Building, светлое старомодно выглядящее Randolph-Wells Building и, наконец, номер 3 – фешенебельный отель из красного красного кирпича Hotel Allegro. Зимой улицу перед отелем согревают специальными лампами, чтобы клиентам было не холодно идти до такси, здесь находится офис чистильщика обуви, называющего себя «Обувной доктор», а швейцары выглядят солиднее, чем иные директора корпораций.

Пройдя квартал по Wells (берегите уши – метро на эстакаде шумит довольно сильно), мы свернем на восток на Washington Street. Номер 4 – это одно из красивейших муниципальных зданий Чикаго: City and County Building, постройки начала двадцатого века.

Конец этой части маршрута – площадь Daley Plaza перед очередным городским офисом. Кейт это место известно: здесь они встречались с мамой, и здесь же, сидя под безымянной скульптурой Пикассо, она увидела, как кто-то попал под автобус. Чего она могла не заметить, так это того, что здесь же находится памятник Вечного Огня.



Окончание следует...
Tags: Мышь, Чикаго
Subscribe

  • "Дом у озера" - кинопрогулка по Чикаго (2)

    Начало. От Daley Plaza пройдем несколько кварталов на юг по Dearborn. С перекрестка этой улицы и Monroe (красная точка) открывается вид на еще…

  • Подбежали две ноги, подхватили три ноги...

    Мышь изобрела новое существо, называется "треноженька". Изначально это были просто три пальца - большой, указательный и средний - в…

  • Skol, Vikings!

    В воскресенье ходили с Мышью на игру Minnesota Vikings vs Chicago Bears. Новообращенный фанат американского футбола полторы недели назад начал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments